Блог о маркетинге

Константина Дубоносова

Блог о маркетинге

Константина Дубоносова

Скликивание Яндекс Директ

Вечная тема, вечная проблема без абсолютного решения.

Автор

Константин Дубоносов

Дата публикации

01.09.2022, в 16:38

Дата обновления

15.09.2022, в 10:18

Теги:

Яндекс Директ

Скликивание Яндекс Директа уже не просто факт, а целое направление деятельности в условиях свободного рынка. У конкурента карман глубже твоего? У него работает специалист по контекстной рекламе бок-о-бок уже не первый год?

Тогда отними у него деньги за деньги, не давая его клиентам увидеть его в контекстной рекламе, а его крутому специалисту подкинь неожиданных проблем по рекламным кампаниям. Недорого.

Стоит отметить разницу в скликивании на Поиске и РСЯ. Если в РСЯ это очевидно отражается в статистике и буквально фиксируется с целью возврата денег по “пустым” кликам, то на поиске дела обстоят куда хуже.

В статистике вы такого уже не увидите, а часто даже кликать не надо, чтобы вам подпортить показатели. Начнем с простого.

Что такое скликивание

Скликивание (Фрод или КликФрод) – это  “пустые”, не несущие намеренья человека клики, сделанные программами по рекламному объявлению; сделанные реальным пользователем по ошибке или путем введения в заблуждения, так же сделанные пользователем из злого умысла с целью израсходовать бюджет рекламодателя, пользуясь правилами размещения по системе оплаты за клики.  а так же накручивание показов с целью потратить бюджет рекламодателя.

Не мошеннические клики

  • Случайные клики – это клики, сделанные пользователем не осознаннобез интереса к рекламному сообщению и полному отсутствию намерения к дальнейшим действиям в отношении к рекламируемому продукту.
Например: при быстром парсинге пользователем в интернете идёт клики по первой же ссылки с прицелом, на то, что это самый релевантный ответ на заданный поисковой системе запрос, но в итоге это оказывается, что это не так. Ну или просто мышкой промахнулся.
  • Повторные клики – это неоднократные, намеренные и осознанные клики, связанные с интересом пользователя к одному рекламному сообщению и рекламируемому продукту.
Например: из выдачи Яндекса попал через клик по объявлению на сайт, случайно закрыл вкладку и на вкладке выдачи повторно нажал на рекламное объявления без ввода нового поискового запроса. Или пользователь видел разные части объявления, такие как быстрые ссылки, ссылку на виртуальную визитку и заголовок объявления и неоднократно нажал на разные части одного и тоге же рекламного сообщения.
  • Кликбейт – в данном случае этот термин используется для обозначения кликов по объявлениям, которые вводят в заблуждение пользования своим рекламным посланием или умышленно эксплуатируют интерес пользователя к продукту рекламированиям с целью увеличения количества переходов по отношению к показам (увеличение CTR).

Стоит отметить, что введение в заблуждение может быть как умышленным, так и не умышленным со стороны рекламодателя, который создает рекламный креатив.

Например: рекламодатель берет слишком широкую аудиторию исходя из неверных представлений о целевой аудитории потребителей продукта и без злого умысла подменяет один продут другим. Буквально, сообщая пользователю:“этот продукт такой же как тот, что ты искал”  или “этот продукт так же хорошо (или по-другому удовлетворяет твои потребности), как и тот, который ты искал”.

Под умышленной эксплуатацией имеется ввиду – умышленное намерение рекламодателя создать в сознании потребителя картину того, что за рекламным сообщением стоит именно тот продут, который искал пользователь, а по факту за ним будет стоять совершенно другой продукт. Разница в умысле наиболее полно отражена в рекламном сообщении, которое либо сообщает о разнице, либо не сообщает.

Важный момент: кликбейт в данном контексте больше относиться к поисковым рекламным объявлениям.

Если Яндекс нам обещает, что первые 2 он “как-то фильтрует” с помощью технологии Матрикснет и возвращает на счет деньгито кликбейт я добавил в качестве глупости со стороны рекламодателя при системе оплаты за клики, за которые Яндекс деньги не возвращает.

Мошеннические клики

В отличии от вариантов, рассмотренных ранее, где в основном бралось поведение пользователя и особняком нерациональное поведение рекламодателя, то тут уже рассматривается поведение третьих лиц. Это может быть:

  • непосредственно деятельность конкурента
  • деятельность сотрудников конкурента
  • помощь сторонних сервисов по для достижения целей конкурента на рекламной площадке

Скликивание в ручную

Это самый тупой и убогий способ на мой взгляд. Просто потому, что сознательная вредительская человеческая деятельность, опосредованно направленная на достижение цели израсходовать бюджет в пользу третьих лиц (Яндекса) – это не то, чем должен заниматься взрослый умный человек в рабочее или нерабочее время.

Например: конкурент – это 1 конкретный человек. Он заходит на Яндекс и намеренно кликает именно по объявлениям конкурента. При этом не гнушается делать это и в РСЯ. Он не собирается ничего покупать (он же конкурент), он не хочет заценить ваш сайт, потому что он его уже 1000 раз видел. Он конкретно хочет нажать на объявления с той целью, чтобы у вас списались средства с общего счета в кабинете Яндекс Директ.

Причем делает он это регулярно чаще всего неумело, так как не меняет устройство, вбивает одни и те же ключевые слова и даже, если Яндекс такого “пропускает” каждый раз, то его легко отправить в Сегмент Метрики и понизить ставку в кампаниях для таких как он. Или же заблочить его ip, если смогли его узнать, конечно.

Продвинутый вариант этого мероприятия для конкурентов со штатом “крепостных”, которые без увеличения заработной платы обременяются задачей.

С личных устройств и желательно с домашней ip сети (а не рабочей, а то палево) кликать по объявлениям конкурента регулярно.

В целом вопрос решается так же, как и вопрос с одним человеком, но только дольше, а значит потерь больше (успеют-таки накликать).

Скликивание рекламы роботами

Роботами в данном случае называют программы, которые имитируют поведение человека, переходят по ссылкам с целью скликать бюджет рекламодателя.

Роботы как вы понимаете не люди и заниматься вредной деятельностью могут намного чаще и качественней благодаря проработке технических вопросов. Это вопросы смены ip-адреса, большего “очеловечивания” поведения робота и другими вариантами обойти систему защиты для достижения поставленной цели.

Защита от кликфрода строиться путем фильтрации по определенным параметрам (250 характеристик по 4 000 000 000 событий как сообщает статья), которые специально держаться в тайне, дабы не было продуманного противодействия.

Результат работы антифрод системы можно увидеть в отчетах кампании:

  • Мастер отчетов
  • Общая статистика
  • Поисковые запросы

То есть все накрученные клики, которые удались распознать, беспощадно выпиливаются из отчетов и выводятся отдельной строкой. Деньги за это не берут, а точней берут и потом возвращают на счет.

На 2020 год КликФрод остается довольно острой проблемой. Так, не только в России, но и в мире на “фальшивый трафик” приходиться от 10 до 30% всех переходов на сайт в результате клика. И это по исследованию 2017 года

С роботами борются роботами, иногда людьми, но редко. По крайней мере только по запросу другого человека, обычно все решается автоматически. Так говорит Яндекс.

взято с https://yandex.ru/adv/materials/antifrod

Скликивание в РСЯ

Если в предыдущих рассуждениях рассматривалось 5 объектов взаимодействия

  1. Рекламодатель (тот, кто платит за клики)
  1. Яндекс (как рекламная площадка)
  1. Пользователь (тот, кто видит рекламу)
  1. Конкурент (рекламодателя)
  1. Роботы (которые, притворяются пользователями)

То с Рекламной Сетью Яндекс становиться всё иначе, теперь на поле брани:

  1. Рекламодатель (тот кто платит за клики)
  1. Яндекс (как посредник)
  1. Пользователь (тот кто видит рекламу)
  1. Вебмастер (владелец сайта или приложения, которые являются рекламной площадкой, на котором находится пользователь)
  1. Роботы (которые, притворяются пользователями)

Во всех вариантах страдает рекламодатель.

На поиске выгодоприобретатель – Яндекс (получает деньги за клики) и Конкурент (получает убыток конкурента).

В РСЯ выгодоприобретатель- Яндекс (получает деньги за клики) и Вебмастер (который тоже получает деньги за клики).

Если у Вас есть интернет ресурс с большой посещаемостью, вы традиционно хотите превратить его в источник несметных богатств. Яндекс дает такой инструмент – код для встраивания на сайт для открутки рекламных блоков РСЯ. Каждый клик по объявлению = копеечка владельцу сайта. Много кликов – много копеечек. Значит роботы пошли в ход, пусть добывают деньги.

О том что такие действия приводят к исключения площадки из показов на уровне кампании можно почитать в моей статье  Запрещенные площадки для РСЯ

Не говоря уже о том, что сам Яндекс с целью защиты своего авторитета исключает такие сайты из своей сети. Но на данный момент походу они устали бороться и просто сделали свои Турбо-Страницы с блек-джеком и рекламными блоками.

Признаки скликивания

Чаще всего определяются с помощью систем аналитики Яндекс Метрика и Google Analytics и выражены в следующем:

  • резкие изменения в показах и кликах
  • необычно высокий CTR для медийки
  • много заходов с одного IP-адреса или сети
  • показатель отказов выше среднего
  • минимальная активность на сайте
  • необычное географическое положение посетителей
  • шаблонные и слишком резкие действия на сайте или в приложении
  • необычайная активность посетителей ночью

Сервисы по скликиванию

Не нашел какого-то нормального списка сервисов, которые оказывают данные услуги. Да и не хотелось бы делать им рекламу, но отрицать их существование не стоит. Вот что нарыл:

  • Робоклик (но тут больше для SEO накрутка CTR и поведенческих и то враки)
  • ПК программа Кликер
  • https://gexr.ru/news.php?id=19

Последнее – пример любой биржи, где вы за копеечку просите нажать на чужое объявление. Этот вариант отследить трудней всего на мой взгляд он же называвается Кликфрод-фермы.

Более подробно о способах скликивания и защите от них читайте в другой статье.

Защита от скликивания в Яндекс Директ

  1. В РСЯ – отключение площадок (по признаку высокого показателя отказов и количеству посещений)
  1. на Поиске – создать Сегмент (или выбрать автоматический) Отказы и сделать в кампаниях корректировку минус 100% (отключение показов) отказникам
  1. на Поиске – выяснить ip-адрес с помощью логов сервера или Яндекс.Метрики и занести в список Запрещения показов по IP-адресам (до 25 адресов без частых подсетей)
  1. отключение (хотя бы временно) ключевых слов по которым виден регулярный склик
  1. Использование программ по защите от кликфода

Программы от кликфрода

Все иностранные, все в долларах, отечественных аналогов не нашел, поэтому просто оставлю тут список с ценами на момент публикации статьи.

  1. ClickCease – от 15$\месяц
  1. ClickGUARD – от 59$\месяц
  1. PPC Protect – от 50$\месяц
  1. Clixtell – от 15$\месяц
  1. Adjust – цену скрывают
  1. TrafficGuard – от 45$\месяц
  1. AdTector – от 97$\месяц
  1. Сlickreport.com – от 30$\месяц
  1. ClickFrog – цена рассчитывается калькулятором, единственный сервис на русском который я нашел

Хотя, честно говоря, не особо искал, так как предыдущие 4 варианты защиты покрывают все мои потребности.

Накрутка показов

Когда речь идет про клики, скорей всего речь идет про деньги. Потому что оплата за клики. Но когда речь идет про показы, от которых зависит цена клика – это совсем другой разговор.

Для этого пришлось вынести этот вопрос в отдельную статью. Хотя сам Яндекс относит “накрутку” показов к фроду.

Более подробно о накрутке показов на Поиске Яндекса, где это имеет значение в отличии от РСЯ читайте в этой статье👈