fbpx

Чапаев и Пустота

Чапаев и Пустота Пелевин Книги
Чапаев и Пустота Book Cover Чапаев и Пустота
978-5-699-37419-9
Виктор Пелевин
Роман
1996
416

Пётр Пустота не может понять, какой из 2 миров реальный. Там где он (Петька и) помогает Чапаеву или там, где он лежит в психиатрической больнице.

Трансцидентальный роман заставляющий задуматься о бытие.

Отзыв на книгу Чапаев и Пустота

Впервые я услышал об этой книге еще в 2015, и тогда мне сразу же рассказали концовку, что в целом отложило прочтения на долгих 6 лет.

Как практикующий буддист-мирянин, могу пояснить за многие отсылки в книге и в некоторых случаях сказать, о том что я как минимум задумывался об этих вещах, а как максимум имел прямое переживание таковых. И тут Я бы хотел по-подробней остановиться на отмеченных мной в книге цитатах:

А когда я замечал полное отсутствие мыслей в своей голове, это само по себе уже было мыслью о том, что мыслей нет. Выходило, что подлинное отсутствие мыслей невозможно, потому что никак не может быть зафиксировано. Или можно было сказать, что оно равнозначно небытию

Это абсолютно правдиво для медитативного состояния, фактически описанное есть – качественная медитация.

«прийти в себя» означают «прийти к другим», потому что именно эти другие с рождения объясняют тебе, какие усилия ты должен проделать над собой, чтобы принять угодную им форму.

Человека – существо сугубо социальное, и животное “человек” превращается в Человека только в обществе. К сожалению это имеет определенным последствия для психики, потому как мы всю жизнь находимся между “молотом” общественного мнения и “наковальней” собственной природы.

Большевизм, если принять его до конца, способен оживить какую-то высшую надежду, дремлющую в сердце, разве нет?

На мой взгляд, ответ на этот вопрос – да. Потому что действительно коммунистические идеи пробуждают надежду на лучшее и высшие понятие справедливости исходящее изнутри.

Красота – это совершеннейшая объективация воли на высшей ступени ее познаваемости.

Автор часто приводит хлёсткие определения привычных нам понятий. Зачастую очень хочется с ним согласиться.

Поэтому я считаю, что то, что необходимо России на самом деле, – это алхимический брак с Востоком.

В целом идея не нова, особенно относительно географического положения России на карте мир. Очень даже красивая метафора, претендующая на тот самый “особый путь”.

Готовы ли вы будете, как настоящий мужчина, бросить эфемерный цветок этой жизни в пустоту за краем обрыва, если к этому вас призовет ваше гири? – спросил Кавабата и кивнул на гравюру.
Сердюк еще раз посмотрел на нее.
– Готов, – сказал он. – Конечно. Цветок с обрыва – запросто.

Эта цитата диалога между глубокомысленным и поверхностным человеком. Просто показалась забавной.

Вздремнули, – сказал Кавабата, – понятно. Все мы в этой жизни дремлем. А просыпаемся лишь с ее концом.

Тут старая песня о главном. Просветление (или пробуждение) от сна бытия, снятие пелены невежества и осознания смысла жизни только с её окончанием.

Разные способы есть. Самый простой – горизонтальный надрез. Но это так себе. Как у нас говорят, пять минут позора, и видишь будду Амида. Все равно что въехать в Чистую Землю на «запорожце».

Речь в диалоге идёт как бы о сэппуке (чаще известной как Харакири), а под Амидой имеется ввиду Будда Амидала. Про чистую землю я вообще молчу, это целая лекция о том, что это (почитайте сами). И всю тонкость сказанного можно понять обладая только 3 этими весьма специфическими знаниями. Интеллектуальный комплемент искушенным.

Осознать свою изначальную природу практически невозможно. Как заметить то, что с начала времен было перед самыми глазами? Даже тогда, когда еще не было никаких глаз? Поэтому единственное, что воск замечает, это свою временную форму. И он думает, что он и есть эта форма, понимаете? А форма произвольна – каждый раз она возникает под действием тысяч и тысяч обстоятельств.

Рыба – последняя, кто узнает о существовании воды. Очень яркий диалог о свече, воске, форме и содержании.

Внутренняя Монголия называется так не потому, что она внутри Монголии. Она внутри того, кто видит пустоту, хотя слово «внутри» здесь совершенно не подходит. И никакая это на самом деле не Монголия, просто так говорят. Что было бы глупей всего, так это пытаться описать вам, что это такое. Поверьте мне на слово хотя бы в одном – очень стоит стремиться туда всю жизнь. И не бывает в жизни ничего лучше, чем оказаться там.

Здесь речь без сомнения идёт о просветлении. И да это действительно то, к чему стоит стремиться всю свою жизнь.

Мир, в котором мы живем – просто коллективная визуализация, делать которую нас обучают с рождения. Собственно говоря, это то единственное, что одно поколение передает другому.

Тут без сомнения есть с чем согласиться в произведении. Насчет единственного может быть не точно, но что уровень сознания передается следующему поколению (лично для меня) это факт.

Ведь если ты к вечному кайфу прорвешься, ни тачка тебе нужна не будет, ни бензин, ни реклама, ни порнуха, ни новости. И другим тоже. Что тогда будет?
– Пизда всему придет, – сказал Шурик и огляделся по сторонам. – Всей культуре и цивилизации. Понятное дело.

Знаменитый диалог санитара психбольницы с двумя бандитами у костра под мухоморами. Можно прочитать не погружаясь во все обстоятельства книги как отдельный фрагмент и многое станет понятным в вашей жизни.

Потому что изображать нечего – все должен достроить ум. Обман и, может быть, величайший из женских секретов… ах, моя девочка из старой усадьбы… заключается в том, что красота кажется этикеткой, за которой спрятано нечто неизмеримо большее, нечто невыразимо более желанное, чем она сама, и она на него только указывает, тогда как на самом деле за ней ничего особого нет… Золотая этикетка на пустой бутылке…

На мой взгляд тут идёт речь о глубокой и сложной теме пустотности в буддизме. Могу ошибаться.

Знаете, – сказал он, – проблемы можно решать по-разному. Можно просто напиться в дым, и они на время исчезнут. Но я предпочитаю разбираться с ними до того, как они начнут разбираться со мной.

Напомнило про то, как Будда вышел с шелковым платком и сделал на нём узелок (советую ознакомиться), тут же русская адаптированная версия.

Вот тут и фокус. Это формы, про которые можно сказать только то, что ничего такого, что их принимает, нет. Понимаешь? Поэтому на самом деле нет ни воска, ни самогона. Нет ничего. И даже этого «нет» тоже нет.

Продолжение истории со свечой и воском, только тут почему-то всё ушло в субъективный идеализм. Хотя по факту буддизм никогда не отрицал реальность этого мира.

Петька, я тебе скажу, что, если ты боишься, нам обоим скоро хана. Потому что страх всегда притягивает именно то, чего ты боишься. А если ты ничего не боишься, ты становишься невидим. Лучшая маскировка – это безразличие. Если ты по-настоящему безразличен, никто из тех, кто может причинить тебе зло, про тебя просто не вспомнит и не подумает. Но если ты будешь елозить по стулу, как сейчас, то через пять минут здесь будет полно этих ткачей.

В данной цитате отражена попытка описания состояния равностности в буддизме, которая действительно даёт существенный прирост к психологической устойчивости без дураков.

Спойлер, который раскроет интригу
Это был глиняный пулемет, – сказал Чапаев. – Теперь я могу рассказать тебе, что это такое. На самом деле это никакой не пулемет. Просто много тысячелетий назад, задолго до того, как в мир пришли будда Дипанкара и будда Шакьямуни, жил будда Анагама. Он не тратил времени на объяснения, а просто указывал на вещи мизинцем своей левой руки, и сразу же после этого проявлялась их истинная природа. Когда он указывал на гору, она исчезала, когда он указывал на реку, она тоже пропадала. Это долгая история – короче, кончилось все тем, что он указал мизинцем на себя самого и после этого исчез.

В спойлере выше раскрываете главная интрига сюжета книги (та из-за которой я отложил прочтение на 6 лет. так что осторожней), что же это за глиняный пулемёт.

Только не надо о политике, – сказал я, – я в ней абсолютно не смыслю и все время путаюсь.
Он быстро поглядел на меня.
– А вот потому-то, молодой человек, такая кругом разруха, что вы и люди вроде вас в ней не смыслят. А что такое политика? Это то, как нам жить дальше. Если бы каждый думал о том, как обустроить Россию, вот тогда она и не нуждалась бы ни в каком обустройстве. Такая, с позволения сказать, диалектика.

Тут я соглашусь с вопрошающим, так как считаю важным иметь хотя бы какое-то минимальное политическое сознание, даже если по факту это является фикцией / всё куплено / за меня решат и так далее, нужное выберете сами.

Глупо, конечно, говорить с вами всерьез, но я должен заметить, что не вы первый порете эту чушь. Делать вид, что сомневаешься в реальности мира, – самая малодушная форма ухода от этой самой реальности. Полное убожество, если хотите знать. Несмотря на свою кажущуюся абсурдность, жестокость и бессмысленность, этот мир все же существует, не так ли? Существует со всеми проблемами, которые в нем есть?
Я промолчал.

Для меня удивителен факт молчания, так как отрицание реальности – не буддийская штука.

Если вы хотите чувствовать некоторую неуверенность относительно устоявшихся в вашей голове привычек воззрения на мир, то возможно эта книга поможет встряхнуть ваше мировоззрение и вывести на новый уровень. Буддистам читать не советую.

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )